пятница, 21 декабря 2018 г.


Родительское собрание  4 «А» класса
«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребёнка»


Повестка дня:
1.   Значение памяти в интеллектуальном развитии ребёнка.
2. Безопасные каникулы. Проведение инструктажа. 
3.  Ответственность родителей за воспитание детей.
4.  Здоровое питание.
5. Антиалкогольное воспитание детей в семье, профилактика наркомании.


1.Значение памяти в интеллектуальном развитии ребёнка


- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она – вчерашняя!
   Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.
Память можно и нужно развивать.
Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.
Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.
Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.
Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.
Психологи утверждают следующее:
память можно и нужно развивать;
это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;
основу эффективной памяти составляет сильная природная память;
природную память можно тренировать;
культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;
развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.
Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.
Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.
Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование может оказаться непосильной задачей.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.
В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.
Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Необходимость использования мнемических приемов. Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.
Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы.
Приемы запоминания могут быть разнообразными.
Группировка материала
Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.
Схематический образ
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Можно использовать для обучения методику «пиктограмма”. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает как можно более простой и схематичный рисунок. После того, как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением  (например: “Учиться никогда не поздно”).
В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.
Опорные пункты
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.
В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.
Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям. Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1. 
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2.   
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.  
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4   
Прочитайте текст  вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 5  
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 6   
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь. Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.


2. Впереди зимние каникулы. Чтобы дети были здоровыми, и смогли продолжить обучение в школе, необходимо научить их соблюдать правила безопасности. Для этого необходимо провести с детьми индивидуальные беседы для формирования у них навыков обеспечения личной безопасности. Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых ранних лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.  Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие-то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно! Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайных ситуациях.
- Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей).
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь школьникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте и т.п. В-третьих, развить у школьников самостоятельность и ответственность. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита. Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность родителей.

3. Напоминаю, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии. Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.
Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей (круглосуточно), обязаны сопровождать несовершеннолетних в период с 23.00 до 6.00 детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить,  их сопровождение совершеннолетними лицами. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

4. Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности. Все мы знаем: чтобы успешно грызть гранит науки, необходимо правильно питаться. Но что же полезно, а что не очень для ребёнка школьного возраста? Один известный автор сказал, что для детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно! Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, нарушение режима питания. Нарушения в питании ведут к потере внимания, слабости и быстрой пере утомляемости ребёнка, ухудшению работы мозга, снижению иммунитета, хроническим заболеваниям. Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность. Как относиться к школьному питанию? Некоторые родители считают, что школьные обеды недостаточно питательны и вкусны и предпочитают давать ребенку свой перекус - бутерброд или фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его всухомятку, часто в неположенное время. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний. Не раз прозвучало обращение родителей: "Не давайте детям деньги на питание по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы." Питание можно считать нормальным только тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Дневной рацион должен включать в себя как можно больше овощей и фруктов, так как грубая растительная пища хорошо стимулирует работу пищеварительной системы. Такое питание называют "рациональным", т.е. питанием, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Рациональное питание нередко называют также питанием "правильным", "здоровым", "сбалансированным".
Культура питания - это не только поведение за столом, но и оптимальное количество пищи, принятое человеком. Главное правило - это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. Школьнику рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков (мясо, рыба, молочные продукты, орехи, яйца, крупы), на 20-30% из жиров (сливочное и растительные масла, сметана, сливки, сыр, орехи, овсяная крупа), на 50-55% из углеводов (овощи, фрукты, злаки, крупы). Правильное питание - наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание - это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание - это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному - например, от газированной воды до рафинированных продуктов, таких как сахар, рафинированные.

5. Алкоголизм – негативное социально-психологическое явление. Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков:
праздничные застолья с употреблением спиртных напитков, воспринимаемые детьми как норма жизни; отсутствие высокого нравственного образца в семье, в первую очередь отца, матери; отсутствие целенаправленной совместной деятельности (трудовой, спортивной, духовной и т.д.) родителей и детей; приобщение детей в отдельных семьях к «безобидным» малым дозам спиртных напитков; нетрезвый образ жизни родителей.
Пути антиалкогольного воспитания детей: здоровая нравственная
атмосфера семьи и трезвый образ жизни родителей; приобщение детей к физической культуре и спорту; формирование негативного отношения к алкоголизму и пьянству путём разъяснения пагубного воздействия алкоголя на организм человека, его здоровья, нравственность, поведение; формирование у детей здоровых интересов, приобщение их к высокой духовной культуре.
Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%), 15-17 лет (51%). Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. В основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингаляторов, потребление алкоголя вместе с таблетками. Вовлечение подростков в наркоманию чаще всего происходит на пустырях, подвалах или чердаках, где уединяются подростки, а также общественных местах, где они собираются. Должно настораживать родителей общение их детей с подростками, употребляющими наркотики или психотропные вещества. Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, и служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в наркоманию. Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат. Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление наркотических веществ вашим ребенком:
1. Общайтесь друг с другом.
2. Выслушивайте друг друга.
3. Ставьте себя на его место.
4. Проводите время вместе.
5. Дружите с его друзьями.
6. Помните, что ваш ребенок уникален.
7. Подавайте пример.
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример.  Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий